27.03.2013
В экономических словарях под демпингом обозначается продажа товаров (ну или услуг) по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги.
Ключевым в определение демпинга является вот что – продажа товара (услуги) по цене НИЖЕ себестоимости.
Продают ли на нашем рынке услугу ниже себестоимости? Нет. Те компании, которые обвиняются другими участниками рынка в демпинге, на самом деле не занимаются им. Они существенным образом уменьшают свои издержки. Пути здесь следующие:
Добросовестные
- обеспечение максимально возможной производительности труда занятых в компании;
- обеспечение максимально возможной территориальной приближенности к заказчикам;
- экономия на офисных расходах (аренда, мебель и оборудование, связь и проч.);
- наработанные технологии привлечения заказов (например, не реклама, а хорошо функционирующий тендерный отдел);
- большой объем работ и уменьшение общих издержек за счет максимально ритмичной деятельности компании (нет простоев, максимально эффективно используются производственные площади и оборудование);
- стандартизация деятельности – по замерам, оформлению, взаимодействию с заказчиками, автоматизация процедур АРМ и др.
Недобросовестные
- низкий уровень оплаты занятых (и соответствующе низкий уровень их квалификации и работ)
- использование уже имеющихся у заказчика замеров при оформлении результатов АРМ
- не соблюдение необходимых процедур АРМ (в первую очередь, не проведение замеров полностью или частично), сокращение времени и трудозатрат на АРМ,
- использование неповеренных приборов (экономия на поверках), использование «контрафактных» приборов (китайских, не сертифицированных и не поверенных);
- фактически «бумажная работа» в виде переделывания имеющихся отчетов «под Заказчика».
С помощью так называемых добросовестных инструментов снижения издержек невозможно добиться кардинально низкой цены услуги. Все же аттестация рабочих мест – комплекс достаточно сложных и трудоемких процедур. Дешевой она не бывает по определению. Экспертно можно сказать, что “добросовестные” инструменты снизят издержки на 10-30%.
При этом “недобросовестные инструменты” позволяют снижать себестоимость процедур аттестации рабочих мест в разы. Снизив себестоимость до, например, 400 рублей за одно РМ, организация вполне может выходить на рынок тендеров с предложением в 600-700 рублей. Уровень рентабельности – мягко говоря, неплохой. Но: это НЕ демпинг, это НЕ продажа услуги ниже себестоимости. Это явлении иного порядка – это нарушение установленных процедур АРМ (утвержденных нормативным путем), а следовательно, это ИМИТАЦИЯ услуги (а не сама услуга), МОШЕННИЧЕСТВО и ОБМАН Заказчика (либо СГОВОР с ним). Это скорее предмет уголовного разбирательства, нежели деятельности, например, ФАС или зарождающихся СРО, или проверок ГИТа и аккредитаций Минздрава.
Давайте начнем бороться с уголовщиной. Уголовники должны сидеть в тюрьме, а не делать вид, что они оказывают услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда.
|