Всемирная организация здравоохранения ведет перечень «приоритетных заболеваний», которые могут стать причиной следующей смертельной пандемии. Большинство болезней уже известны человечеству — в список попали Эбола, атипичная пневмония и Зика, — но последняя запись носит устрашающее название «Болезнь X». Термин «Болезнь X» используется ВОЗ для обозначения заболевания, которое неизвестно медицинской науке как причина заражения людей. И как новый возбудитель болезни — будь то вирус, бактерия, грибок или другой микроорганизм — скорее всего, не будет ни вакцины, ни лечения, если таковое вообще возможно.
«Это не из области научной фантастики», «Это сценарий, к которому мы должны готовиться. Это болезнь X».
— сказал в интервью газете Telegraph доктор Ричард Хэтчетт, представитель Коалиции за инновации в области обеспечения готовности к эпидемиям.
ВОЗ ввела термин «Болезнь X» в 2018 году.
Год спустя, когда COVID-19 начал распространяться по Китаю, мир стал свидетелем смертельной пандемии, вызванной новым вирусом — появилась Болезнь X.
«Не будет преувеличением сказать, что возможность возникновения болезни X не за горами»,
— сказал National Post доктор Пранаб Чаттерджи, научный сотрудник факультета международного здравоохранения Школы общественного здоровья имени Джона Хопкинса Блумберга в Балтиморе.
«Недавняя вспышка случаев заболевания птичьим гриппом H5N1 в Камбодже — лишь пример тому»,
— добавил Чаттерджи.
Некоторые эксперты в области общественного здравоохранения считают, что следующая болезнь X будет зоонозной, то есть возникнет у диких или домашних животных, а затем распространится и заразит человека.
Эбола, ВИЧ/СПИД и COVID-19 были зоонозными вспышками.
Однако существуют и другие источники заболеваний, и причиной следующей пандемии может стать биотерроризм.
«Нельзя игнорировать и возможность создания патогена пандемии»,
— говорят авторы статьи, опубликованной в 2021 году в журнале Infection Control & Hospital Epidemiology.
Выброс таких патогенов, либо в результате несчастного случая в лаборатории, либо в результате акта биотерроризма, может привести к катастрофической «Болезни X», и это уже названо глобальным катастрофическим риском», — добавили эксперты.
Место захоронения жертв пандемии COVID-19 в Бразилии
Предполагаемое вирусы
Другим возможным источником могут быть вирусы-«зомби», которые веками хранятся в вечной мерзлоте или других замерзших ландшафтах, но высвобождаются при потеплении климата.
Среди других приоритетных заболеваний, включенных в список ВОЗ:
- вирус Марбург,
- геморрагическая лихорадка Крым-Конго,
- лихорадка Ласса,
- болезни Нипах и хенипавирус,
- лихорадка долины Рифт
- и ближневосточный респираторный синдром.
Чтобы предотвратить вспышку болезни X и бороться с ней, медицинские эксперты по всему миру требуют увеличения средств на поддержку наблюдения и исследования потенциальных возбудителей пандемии.
«Пандемия COVID-19 была не первой, которая посеяла хаос в мире, и она не будет последней», «Таким образом, нам необходимо как можно скорее подготовиться к следующей вспышке».
— пишут авторы статьи в журнале Infection Control & Hospital Epidemiology.
Всемирный экономический форум обсудит потенциальную подготовку к гипотетической болезни
Менее чем за неделю до того, как Всемирный экономический форум обсудит потенциальную подготовку к гипотетической болезни, гораздо более смертоносной, чем Covid-19, под названием «Болезнь X», упоминание о болезни вызвало бурю в социальных сетях, причем правые аккаунты раскритиковали планы вокруг гипотетическая ситуация.
Всемирный экономический форум соберется на следующей неделе, чтобы обсудить подготовку к гипотетической болезни под названием «Болезнь X» после того, как Всемирная организация здравоохранения предупредила о потенциальном заболевании, более сильном, чем Covid.
Ключевые факторы Подготовки к болезни X
Основные положение форума
Исполнительный директор Программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения Майкл Райан утверждает, что выделение вирусов и патогенов для изучения и разработки контрмер «необходимо для быстрого и эффективного реагирования на эпидемии и пандемии». Эти исследования используются для определения «пробелов в знаниях и приоритетов исследований» не только для болезни X, но и для списка вирусов и патогенов, определенных в качестве приоритетных, включая Ковид-19, геморрагическую лихорадку Крым-Конго, Эболу, Марбург, лихорадку Ласса, ближневосточный респираторный синдром (MERS), тяжелый острый респираторный синдром (SARS), Нипах, лихорадку долины Рифт и Зику. Ричард Хэтчетт, генеральный директор Коалиции за инновации в области готовности к эпидемиям, утверждает, что болезнь X — «это то, к чему мы должны готовиться», а в статье, опубликованной в 2021 году в издании Cambridge University Press, гипотетическая вспышка болезни X сравнивается с другими неожиданными инфекционными заболеваниями, которые «неоднократно подрывали доверие к медицине и заставали медицинский мир врасплох».
СПРАВКА об эпидемии в США
Заседание Всемирного экономического форума проходит на фоне роста числа госпитализаций и смертей от Covid после сезона отпусков, а также резкого увеличения числа респираторных заболеваний в США. За последнюю неделю 2023 года Центры по контролю и профилактике заболеваний зарегистрировали почти 34 800 госпитализаций, связанных с Ковидом, что на 20,4 % больше, чем за предыдущую неделю. Число смертей, связанных с Ковидом, за тот же период выросло на 12,5 %. В последние недели медицинские учреждения в нескольких штатах восстановили обязательное использование масок или выпустили рекомендации по их использованию, поскольку число случаев заболевания продолжает расти.
Болезнь X – вот как нам следует готовиться к следующему большому вирусу
- Мир должен быть лучше подготовлен к борьбе с будущей пандемией, заявила Радио Давос Кейт Келланд из Коалиции за инновации в области готовности к эпидемиям.
- Составляя карту вирусов, которые могут стать следующей пандемией, глобальное медицинское сообщество и правительства смогут в следующий раз действовать более оперативно.
- Для повышения готовности к пандемии и обеспечения быстрых действий по сдерживанию вирусной вспышки необходимы глобальное сотрудничество и адекватное финансирование.
Если пандемия COVID-19 застала нас врасплох, есть все основания не допустить, чтобы следующая болезнь сделала то же самое.
Однако исследования показали, что мир все еще недостаточно подготовлен к новой пандемии.
«Речь идет о том, как мы учимся на том, что мы сделали правильно и что сделали неправильно в прошлом, включая, конечно, недавнее прошлое, а также предыдущие пандемии и вспышки заболеваний. К ним относятся, например, грипп 1918 года и эпидемия свиного гриппа 2009 года», — пояснила Келланд.
Она добавила, что, хотя COVID-19 — это новое заболевание, оно относится к семейству вирусов, которые уже изучались мировым сообществом здравоохранения. К коронавирусам относятся тяжелый острый респираторный синдром (SARS), вызвавший в 2003 году глобальную тревогу, ближневосточный респираторный синдром (MERS) и ряд патогенов, вызывающих обычную простуду.
«Так что, хотя мы никогда раньше не встречались с этим конкретным вирусом, мы знали многих его родственников. Поэтому мы получили достаточно много знаний о том, какими характеристиками обладает этот вирус».
Ученые, работавшие над вакцинами против атипичной пневмонии и MERS, уже получили ключевую информацию о характеристиках коронавирусов и о том, как нацелить на них вакцины.
Келланд отметил, что проведение исследований и разработка вакцин для известных вирусных «семейств», которые могут поразить человека, — а их насчитывается 25 — даст человечеству решающее преимущество перед следующей болезнью.
«Мы говорим не о 25 вирусных угрозах. Мы говорим о 250-300 вирусных угрозах», «Это большое число, но оно конечное. Так что это не какой-то непостижимый объем работы. Это огромный объем работы, но у него есть конечная точка, и он выполним».
— сказала она в интервью Радио Давос.
Для того чтобы вырваться вперед, CEPI выступает за создание глобальной библиотеки вакцин — Единой всемирной библиотеки вакцин. Цель этой библиотеки — накопить знания о потенциальных кандидатах на «болезнь X», провести подготовительную научную работу и сделать полученную информацию доступной при появлении нового вируса.
«Идея заключается в том, что мир должен разделить эту работу. Это не то, что может сделать один институт или одна научная группа»,
— объясняет Келланд.
«Когда вся эта домашняя работа будет проделана, мы, возможно, на несколько шагов опередим любой новый вирус, прежде чем он появится. И если мы сделаем это по всем семействам, то будем практически готовы ко всему, что эти семейства вирусов могут нам подкинуть».
Чтобы облегчить глобальное сотрудничество и научную работу, необходимую для подготовки к будущей пандемии, Келланд подчеркнул необходимость глобального соглашения по борьбе с пандемией, как это предусмотрено ВОЗ.
«Этот договор должен создать основу, которая позволит нам быть на пару шагов впереди. Например, в области финансирования должен быть уже создан и наполнен реальными деньгами пандемический фонд до того, как возникнут подобные ситуации. Уже должны существовать соглашения о том, как следует делиться знаниями и предупреждениями».
Все это — опыт пандемии COVID-19, когда фонд совместного использования вакцин COVAX пришлось создавать «на ходу», без каких-либо структур и финансирования. Келланд отметил, что при наличии глобального пандемического соглашения и пандемического фонда заинтересованные стороны смогли бы реагировать гораздо быстрее.
Ускорение реагирования на новую пандемическую угрозу также потребует новых навыков от ключевых участников глобального сообщества здравоохранения и не только.
«Есть ряд черт, характеристик и навыков, которые мы, как мир, должны развить, чтобы быть готовыми ко всему, что может подкинуть нам вирусный мир. Это такие вещи, как готовность бояться»,
— сказал Келланд в интервью «Радио Давос».
Вместо того чтобы игнорировать вирусную угрозу в момент ее появления, необходимо проявлять беспокойство и действовать быстро, чтобы предотвратить ее эскалацию, как это произошло с вирусом COVID-19.
«Иногда приходится принимать решения, имея очень ограниченное представление о происходящем. Но лидеры глобального здравоохранения и политические лидеры должны уметь принимать решения, которые мы называем «решениями, не вызывающими сожалений», — говорит Келланд. Это может означать отступление, если решение окажется ошибочным в ретроспективе или если действия были предприняты слишком быстро». Однако для лиц, принимающих решения, очень важно идти на риск, потому что «если вы промедлите, то почти наверняка опоздаете».
И здесь большую роль играет подготовка, добавила она, как в плане финансирования, так и в плане того, что лица, принимающие решения, должны руководствоваться рекомендациями экспертов.