ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ТРУДА
Источники и слагаемые экономического эффекта
Повышению прибыльности (рентабельности) предприятия практически во всех случаях предшествуют некоторые затраты, связанные с переориентацией, изменением технологии, совершенствованием управления и др. Чем меньше затраты на единицу полученной дополнительной прибыли, тем эти затраты (мероприятия) предпочтительнее (эффективнее).
Эффективны ли затраты связанные с совершенствованием системы охраны труда в организации? К сожалению, большинство руководителей организаций считают охрану труда только традиционной обязанностью, дополнительной головной болью, обузой и т.д.
Тем не менее, несложный анализ показывает, что даже небольшое (недорогое) внимание к вопросам охраны труда может принести организации существенную прямую экономическую выгоду и, соответственно – наоборот (см. например, статью В.В. Панькова в журнале «Справочник специалиста по охране труда, № 10-2004 г.).
1. Источники убытков при отсутствии или неэффективной организации деятельности службы охраны труда:
- снижение производительности труда при работе в несоответствующих условиях, в период восстановления работника после болезни или травмы;
- дополнительные расходы на обучение (повышение квалификации, допуск к самостоятельной работе и др.) работников принятых или назначенных взамен пострадавших или получивших профзаболевания с переводом на другую работу;
- остановка технологического процесса в результате несчастного случая или по предписанию государственного инспектора труда в связи с выявленными нарушениями;
- штрафы, налагаемые на организацию или руководителя за нарушение требований трудового законодательства;
- лишение возможности воспользоваться частичным финансированием работ по охране труда и получения скидки к страховым тарифам;
- увеличение тарифов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (установление Фондом социального страхования надбавки к страховым тарифам до 40%) при превышении среднеотраслевых значений показателей травматизма;
- выплаты по гражданским искам работников, получивших материальный ущерб в результате нарушения требований трудового законодательства (нереализованные льготы и компенсации).
Аттестация рабочих мест по условиям труда призвана выявить все проблемные места и разработать план мероприятий по устранению несоответствий.
2. Резервы экономии средств и источники получения дополнительной прибыли при соответствующей организации службы охраны труда:
- снижение производственных потерь по причине временной нетрудоспособности работников и снижения затрат на обучение и профессиональную подготовку нового персонала;
- полное использование возможностей производственного оборудования и квалификационного потенциала работников;
- увеличение доли средств частичного финансирования работ по охране труда по решению Фонда социального страхования (за счет уменьшения выплат пострадавшим в результате несчастных случаев и профзаболеваний);
- получение скидок к страховым тарифам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (до 40%).
Аттестация рабочих мест по условиям труда ( не менее 30% рабочих мест) – одно из обязательных независимых условий для получения скидки к страховым тарифам и главный фактор, обеспечивающий выполнение остальных условий.
3. Приобретение конкурентных преимуществ за счет правильной организации деятельности службы охраны труда:
- повышение производственной дисциплины, общей культуры производства и, как следствие, - повышение качества продукции и ее конкурентоспособности;
- повышение производительности труда за счет обеспечения благоприятных производственных условий и лучшей организации рабочих мест;
- выполнение обязательных условий и получение конкурентных преимуществ при участии в конкурсах (тендерах, торгах);
- выполнение обязательных условий при лицензировании отдельных видов деятельности;
- повышение производительности труда и управленческих расходов за счет улучшения системы управления организацией в целом.
Аттестация рабочих мест совместно с сертификацией работ по охране труда – эффективные механизмы совершенствования системы управления охраной труда и организацией в целом.
Частичное финансирование мероприятий по охране труда за счет страховых взносов
В 2002 году Правительство России совместно с Фондом социального страхования приступило к реальному финансированию работ по охране труда за счет страховых взносов (Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2002 г. № 136 «О порядке и условиях финансирования в 2002 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников»).
Механизм частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний заключается в направлении части (до 20%) страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний для оплаты материальных средств и мероприятий системы охраны труда в организации.
Воспользоваться частичным финансированием работ по охране труда за счет ФСС может любая организация, которая не имеет задолженностей по уплате страховых взносов в ФСС.
Сумма финансирования определяется в размере 20% от перечисленных в предыдущем отчетном году за вычетом расходов организации и ФСС по страховым случаям.
Особенностью этого вида финансирования является его жесткий целевой характер и вызванная этим необходимость оформления заявления с приложениями и предоставления отчетности о целевом использовании средств.
В частности, при использовании средств на проведение аттестации необходимо подтвердить, что средства были израсходованы исключительно на проведение измерений и оценок, а не на аттестацию в целом.
Особенности механизма скидок и надбавок к страховым тарифам
Механизм экономического стимулирования работодателей в улучшении условий труда заложен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2001 года № 652. Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждена постановлением Фонда социального страхования РФ от 5 февраля 2002 г. № 11.
В отличие от частичного финансирования, скидкой к страховому тарифу может воспользоваться не каждая организация.
Начальные условия рассмотрения Фондом заявления страхователя о предоставлении скидки:
- осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности с момента его государственной регистрации в течение не менее 3 лет;
- своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
- отсутствие задолженности по страховым взносам.
Дополнительные условия предоставления скидки:
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (не менее 30% от общего количества рабочих мест);
- проведение обязательных медосмотров – не менее 90% от численности согласованного контингента.
Скидка может быть предоставлена в размере от 0 до 40% от установленного страхового тарифа. В зависимости от размера начислений в денежном выражении скидка может составить до нескольких миллионов рублей.
В случае выполнения необходимых условий размер скидки определяют показатели a, b, c травматизма и профзаболеваний организации.
Скидка устанавливается страхователю Фондом по заявлению страхователя в случае, если значения всех указанных в методике основных показателей страхователя меньше утвержденных средних значений аналогичных показателей по отрасли, которой соответствует основной вид деятельности страхователя.
В случае, если значения всех указанных в методике основных показателей страхователя больше утвержденных средних значений аналогичных показателей по соответствующей отрасли, страхователю Фондом (самостоятельно, без заявления) устанавливается надбавка.
Скидка – это чистая прибыль, которая может быть использована организацией по своему усмотрению. Надбавка – чистый запланированный убыток, результат крайнего невнимания руководства к вопросам охраны труда.
В большинстве организаций, которые не используют механизм частичного финансирования и теряют возможность получения скидок основная причина – недостаток информации для принятия решения руководителем и несогласованные позиции службы охраны труда и бухгалтерии, которые в этой ситуации имеют различные интересы.
404119, г. Волжский, Волгоградской области, ул. Автодорога № 7, объект 6 "Б".
моб. тел.: 89023629021